Архив выпусков
Выпуск 69
Наш гость Евгений Олегович Комаровский
На нашу историю в предыдущем выпуске о том, как мы растили Полину из сорок второй квартиры, совершенно неожиданно отозвался сам доктор Комаровский.
Мы, недолго думая, предложили ему E-mail интервью. Евгений Олегович сразу согласился, что было для нас приятным сюрпризом. Так что наш разговор о маленьких детях и больших взрослых получил неожиданное продолжение. У нас в гостях известный детский врач Евгений Олегович Комаровский.
Евгений Олегович, вы автор популярной книги о том, как вырастить здоровых детей. Сегодня вас показывают по телевизору, книга переиздается и снова раскупается, в интернете про вас пишут
Вы, в свою очередь, утверждаете, что вы просто обычный детский врач, окончивший обычный медицинский институт. Но в институте, вас, вероятно, не учили держать детей в холодной комнате и купать в большой ванной да еще в холодной воде? Откуда же тогда взялись такие нетрадиционные для наших широт идеи? Вы все это как-то сами взяли и придумали? Не страшно было начинать?
Главный парадокс можно обнаружить уже в самом вопросе. Т.е. с точки зрения элементарной логики, температура воздуха равная 18-19 градусам уж точно не признак холодной комнаты, а вода 34 градуса
Я уже не говорю о том, что нашу большую ванну «большой» может обозвать только советский человек.
Начинал я с собственных детей. А после моих детей были друзья-родственники-соседи. Со всеми были личные контакты не ограниченные одними лишь болячками, так что я выступал не в роли врача, а в роли соседа-друга-родственника, который просто советовал. Это я к тому, что прибегать и разбираться было некому.
И не я все это придумывал, книжка была такая «Плавать раньше чем ходить» называется, плюс книги Аршавского, плюс Никитины. Понятно, что, с учетом специального образования, идеи воспринимались и преломлялись. Главная сложность была в другом создать такую систему воспитания, которая была бы доступна всем. Ибо одно дело внедрить все это в своей семье, когда и жену, и дитя, и бабушек можно контролировать, а другое дать советы и оставить родителей один на один с проблемами.
А вот когда количество таких «своих» полупациентов перевалило за несколько сотен, стало ясно что и болеют такие дети меньше, и родителям легче, и, что самое удивительное, бабушки меняют позицию и начинают соглашаться с тем, что «надо было именно так»! В нашей стране это весомейший аргумент если удается переубедить бабушку, значит твоя правота максимально вероятна.
А вдруг бы все дети разом поболели, и их мамы с папами прибежали бы разбираться? Могло такое быть?
Конечно, могло, но при условии, что исходные логические построения оказались бы не верны. Тогда, наверное, я бы прекратил умничать и лезть с советами. Но концепция оказалось правильной и позволяющей при минимальных затратах сил и средств воспитать здоровое дитя и не просто воспитать, а воспитать в условиях окружающей действительности. Все это и позволило выпустить первую популярную книгу. А после этого количество «последователей» резко увеличилось и доказательств правоты стало многократно больше. Теперь уже можно утверждать, что стратегические, наиболее принципиальные вопросы, решены. А тактические мелочи это до конца не решить никогда, т.е. работы еще хватит на много-много лет.
Ваша цитата: «Наше с вами общество, наши с вами руководители, наше с вами здравоохранение, наш с вами образ мыслей и наши с вами семейные взаимоотношения породили некую особую, специфическую науку. В недалеком прошлом она называлась советская педиатрия, а во что она превратилась сейчас, не знает никто. Эту науку нельзя понять вне практической медицины, именно нашей, отечественной практической медицины, куда уж там местным министрам-академикам или импортному доктору Споку.»
В электронной версии вашей книги это единственное место, где упоминается Спок, о других педиатрах вообще нет ни слова. Зарубежные авторы не знали и не знают наших реалий. А каково отношение к вашей системе воспитания педиатров отечественных? Вероятно, вы знакомы с мнениями ваших коллег?
Начнем с того, что в понятии «отношение педиатров наших» можно выделить два аспекта.
Первый представители официального здравоохранения профессура, кафедры, минздравы, горздравы и т.д. Отношения никакого меня просто не существует. Ни одного письма, ни одного отклика ни положительного, ни отрицательного;
Второй практические педиатры, т.е. те, кем руководят, кого учат и кого контролируют вышеупомянутые представители. Здесь все, в свою очередь, весьма неоднозначно. В целом отзывов очень-очень мало, нет, сотни две наберется, но на фоне общего количества писем это просто капля в море. Отзывы имеющиеся в большинстве своем положительные, но тут надо учитывать тот факт, что реальные будни и уровень благосостояния отечественных педиатров возможность электронного общения по большей части не предусматривает, так что истинную картину оценить сложно.
Главный парадокс состоит в том, что в педиатрии врача оценивают в основном родители. И когда некий врач издает книги, когда 1-2 раза в неделю его можно увидеть по телевизору, когда к нему за 2-3 недели записываются на прием, то у коллег, в силу ментальности, все это вызывает скорее раздражение, чем желание узнать, а почему все это происходит. Я никогда не позволяю себе критиковать коллег, я стараюсь лечить любого ребенка так, как лечил бы собственного, но я вынужден отменять некие ранее назначенные препараты, ставить другие диагнозы (по большей части правильные). Если это делает некий профессор это понятно, а если не профессор
И если некий доктор безуспешно лечит гормонами бронхиальную астму, а потом на приеме у Комаровского выясняется, что это не астма, а коклюш, то доктор вовсе не испытывает радости по поводу того, что кто-то оказался более внимательным и более профессиональным. Более того, это вызывает не желание повысить собственную квалификацию, а негативизм по отношению к противному «сильно умному» Комаровскому
С этим ничего поделать нельзя. Да я и не пытаюсь ничего делать. Мне не скучно, пациентов хватает, результаты лечения вроде как неплохие, что ж тут жаловаться. Уважают у нас только реальную власть, реальные звания. У меня этих званий нет, ибо любые звания и любая власть требуют затрат времени, сил, средств и совести. Не хочу. Типичный пример книга «Вирусный круп у детей» монография в 400 стр. на материале более 5 тысяч больных это кандидатская диссертация. В тот день, когда у меня была защита, передо мной, на материале в 90 больных, некая тетя защищала докторскую
Ну кто из современных отечественных педиатров может позволить себе написать книгу? Как правило, это представители «официального здравоохранения» профессора, академики. И в любой такой книге будет все умно и академично, и похожи они (книги) аки близнецы.
А еще пишут непрофессионалы просто родители, которые делятся опытом, здесь уже и независимость, и система типичный пример Никитины.
Вы встречали системы наших современных педиатров? Не пересказы иноземных авторов, а именно собственные системы, цельные, концептуальные и ориентированные на наши реалии?
Не встречал. А если бы встретил, то пропагандировал бы направо и налево. Да и зачем мне, в таком случае, надо бы было все это писать и не спать по ночам?
Прошлым летом на черноморском пляже своими глазами видел маму, которая полугодовалую девочку купала в море. Ребенок не только плавал в меру своих сил, но и довольно глубоко нырял. Возле мамы всегда были изумленные ротозеи, все время маму кто-то чего-то спрашивал. Меня интересовало, как давно ребенок плавает. Оказалось, с рождения. Книги Никитиных появились довольно давно. Сегодня есть ваша книга. Даже реальные примеры несколько непривычного выращивания деток можно увидеть, как тот, который весь пляж изумлял. Но большинству родителей что-то мешает слышать любые, пусть самые логичные доводы. Такое впечатление, что и Комаровский, и Никитины все это идеи для небольшого количества энтузиастов. Как вы считаете?
Я всегда считал себя человеком, абсолютно далеким от экстремизма. И все, мною пропагандируемое по большей части доступно, просто, легко реализуемо, совершенно не опасно, экономически выгодно, допускает довольно широкие колебания. И если идеи Комаровского даже у вас создают впечатление, что «это идеи для небольшого количества энтузиастов» то вывод один я печально переоценил среднестатистический уровень здравого смысла в расчете на одну родительскую единицу. Но два глобальных препятствия в распространении идей вижу четко:
1. Отстраненность основных носителей здравого смысла (лиц мужского пола) от процессов ухода и воспитания.
2. Тот печальный факт, что педиатры, в своем большинстве, опускаются до уровня бабушек и идут на поводу у мнения среднестатистического обывателя.
Это что получается
Выходит, что у пап есть здравый смысл, а у мам нету? Доктор, давайте ругаться! Вы зачем молодых мам обижаете?!
Если предположить, что интервью читает человек, впервые слышащий фамилию «Комаровский» так может и обидится. А если человек уже с книгами и статьями знакомый воспримет как должное. Кто сомневается глава в книге «Члены семьи: тактика рациональных действий».
Тот факт, что женщина существо более эмоциональное и, в сравнении с мужчиной, менее логичное общеизвестен. Бывают исключения, но тенденция именно такова. Беременность и роды не лучшее время для того, чтобы уменьшить влияние эмоций на поступки. А мужики, вместе со своим здравым смыслом, сплошь и рядом оставляют женщину один на один с проблемами, видя свой долг лишь в том, чтобы заработать на еду и памперсы
Как с этим бороться? Есть два способа:
1. Убеждать их (мужиков) в том, что они должны, обязаны помогать, ругать дескать, как Вам не стыдно, она ж еле на ногах стоит и т.д.
2. Подчеркнуть их мудрость и врожденную сообразительность ребята, она ж без Вас дров наломает
Поверьте второй путь более эффективный. И если по прочтению несколько молодых мам на меня обидятся, а несколько молодых пап захотят сделать ребенку массаж и принять участие в купании, обратят внимание на то, сколько кофточек надето на дитя, поинтересуются, а почему он ночью ест каждые 20 минут, познакомятся с участковым педиатром и т.д. так вот при таком раскладе я буду считать свою миссию выполненной.
По вашим оценкам, сколько детей воспитываются по вашим советам? Ну приблизительно?
Даже приблизительно не могу сказать. Ибо очень многие не реализуют систему в полном объеме, а применяют на практике лишь отдельные положения и касательно ухода, и касательно помощи при болезнях. Таких считать? По тиражу книг ориентироваться нельзя не всякий купивший воспользуется. С учетом того, что «советы» появлялись не только в виде книг, но и виде газетных и журнальных статей внемлющая аудитория достаточно велика. Печатали «Аргументы и факты», «Зеркало недели», «9 месяцев», «Лиза. Мой ребенок», более 2-х десятков областных-городских-районных газет от Минска до Якутска.
Часто бывает так, что люди, достаточно долгое время прожившие вместе, становятся в чем-то похожими. Это частенько можно увидеть в семьях. Через какое-то время какие-то черты супругов постепенно «заимствуются». Вы давно работаете с детьми. Это как-то изменило вас? Что вас до сих пор радует в маленьких детях, что удивляет, восхищает?
Я понимаю, что в рамках вопроса следовало бы сказать, что многолетнее общение с детьми сделало меня непосредственным, жизнерадостным, доверчивым и т.д. но чего нет, того нет.
Вы, наверное, удивитесь, но мое общение с детьми на профессиональном уровне очень прагматично. Особых удивлений и восхищений нет. Никакого влияния на меня нет. Исключительно реальный подход, без сюсюканья и любования. Определенный набор профессиональных навыков как не испугать, как не сделать больно.
Я начал свою врачебную деятельность с реанимации. Там без сортировки, просеивания эмоций нельзя. Иначе или водку пить, или в психушку. Дело в том, что любая эмоциональная окраска мешает принимать решения. Воспитанный невоспитанный, красивый противный, мальчик -девочка все это важно лишь в той мере, в какой способно влиять на лечение.
И радует, и восхищает, и удивляет способность детей выздоравливать терапевты о таком могут только мечтать.
Да, мои пациенты приносят мне лично нарисованные картинки, читают стихи и поют песенки все это умиляет и радует, как любого нормального человека, но это не имеет никакой связи с тем, как я буду лечить, т.е. слушая стихи и т.п. я врачом не являюсь. Обычный мужик, средних лет
Сегодня существует немало методик раннего детского развития. По крайней мере в интернете эта тема довольно активно представлена. Как вы относитесь к данным методикам? Насколько это, по-вашему, важно для детей и родителей?
Отношусь профессионально т.е. исключительно как педиатр. Лично для меня очень важно, чтобы развитие интеллекта не было в ущерб здоровью, чтоб естественные для ребенка физические нагрузки на свежем воздухе не подменялись перекладыванием кубиков в замкнутом пространстве. Сами методы раннего развитие вне сферы классической педиатрии это педагогика, психология, под нее часто подводят научную физиологическую базу, но все равно это явно вне моей профессиональной компетенции. Отношусь в целом сдержано. С точки зрения конкретного индивидуума вижу плюсы, а с точки зрения адаптации этого индивидуума в среду, где далеко не все такие развитые вижу сплошные минусы. Если к раннему обучению счету-чтению и т.п. добавить бы еще и искусство адаптации
Было бы здорово.
Главный, вывод, который я сделал для себя, состоит в том, что методики раннего развития делают счастливыми родителей ранне-развитого ребенка. Применительно к самому ребенку это далеко не так. Чаще наоборот.
Вы говорите о непростой адаптации развитых и образованных в социум. Но ведь отношения развитых с социумом всегда складывались непросто. Но разве это повод? По-вашему, не нужно ничего у детей развивать?! Но ведь вам самому, вероятно, приятнее видеть детей интересных, умных, которые могут получать удовольствие не только от заморского юмора уровня «как прикольно дядя попой в торт плюхнулся». Я видел методику, в которой по дням описано, как научить ребенок читать в годовалом возрасте. Непонятно, правда, зачем это ребенку настолько уж нужно. Ну а если учиться читать не по буквам, а по слогам, при этом не быть фанатом, а находить время и для прогулки и для солнышка?
Евгений Олегович, вы ведь не враг прогрессивного человечества?!
Не враг!! Однозначно. И если не быть фанатом и находить время я за! тут и спорить нечего. Хотелось бы только, чтоб педагогика не зацикливалась на буквах и цифрах. 90% мальчишек 4 лет легко отличат «Ауди» от «Мерседеса», но не отличат дуб от тополя. Ах какая бы прекрасная была развивающая игра это зверобой, это полынь, это калина, это барсук, это сойка, это овраг, это озеро, это родник и т.д., чтоб с раннего детства привязать к живому, к природе, к истинным ценностям.
Нечасто встретишь в книге адрес автора. В вашей книге есть и ваш почтовый адрес и интернет-координаты. Как много и о чем вам пишут?
Много. Иллюстрация в июле этого (2003) года меня не было в городе 19 дней (отпуск). За 19 дней 412 писем
И это июль, когда и болеют меньше, и отпускной сезон когда от компьютеров многие стараются держаться подальше. А зимой 40-50 писем за сутки не редкость.
Очень приятно, что авторы писем часто выходят за рамки сугубо медицинских проблем. И темы рыболовно-туристические, и житие наших соотечественников за рубежом, и отчеты о достижениях моих виртуальных пациентов. По мне, так архив писем, особенно раздел «хорошее и разное» дает об этом представление.
Вы живете и работаете в Харькове. Но благодаря интернету вас знают далеко за переделами родного города. Я видел у вас на сайте письма из России, США, Японии. Давно ли вы пользуетесь интернетом? Что вы нашли для себя во Всемирной паутине, как доктор и как человек?
Письма действительно приходят откуда угодно меня это поначалу крайне удивляло, сейчас привык. Но! Новая Зеландия, Австралия, Венесуэла, Эквадор, Аргентина, Вьетнам
.
Интернет появился у меня дома 5 лет назад. В профессиональном плане это уникальная возможность сэкономить время до сих пор вспоминаю десятки часов, проведенных в библиотеках, а теперь вся новейшая информация не выходя из дома. Ну а сайт, точнее почта это отдельная тема. Точно знаю благодаря огромному числу интеллигентных, грамотных, разумных писем я в большей степени стал оптимистом по отношению к будущему наших детей убедился в том, что благоразумных и небезразличных родителей у нас предостаточно.
В свою очередь могу сказать, что, имея возможность читать умного, грамотного и веселого доктора я в большей степени становлюсь оптимистом по отношению к здоровью детей, которые растут по вашим методикам. Спасибо вам, доктор.
Le Vent,
август 2003 года
© 1999-2024, Le Vent