Архив выпусков
Выпуск 52
Письмо Гофмана
Здравствуйте друзья!
Сегодня мы пойдем в классику. Те, кто читали Гофмана, скажут, что
замахнуться на такой стиль может или человек весьма рисковый или
совсем уж авантюрист. А те, кто известного немецкого мистика не читали,
могут подумать, что я еще не похмелился после какого-нибудь затяжного
уик-энда, потому так длинно выражаюсь. Я безумно люблю стиль Гофмана,
знаю, что мне вряд ли когда-нибудь удастся так писать, но очень
хочется попробовать. Что же, вперед!
Письмо Эрнста Теодора Амадея Гофмана
своему другу Францу Гекельбану
о посещении Николая Гоголя
поздней весной 2001 года.
Еще не успел привезший меня в эту, как я теперь понимаю, мистическую
страну, поезд скрыться из виду, как сразу, мой друг Франц, я
почувствовал легкое беспокойство, витающее в воздухе вокруг меня, как
бабочки-капустницы окружают неисправимых романтиков на лугу среди
ромашек. Никоим образом я не могу объяснить причины сего явления,
может быть какое-нибудь эфемерное видение смогло бы все прояснить, но
его, увы, не происходило, видимо в этот вечер прекрасные феи с
излучающими свет волосами веселились на каком-нибудь блистательном
балу, блестя глазами с поволокой, и станция, которой меня оставил
уходящий в ночь поезд, оказалась сиротливо обделена их милым
вниманием.
Николай, как здесь принято говорить, Васильевич, учтиво, но с
искренним и чуть даже фамильярным радушием встретил меня на станции
самолично, и мы, как здесь очень мило и непривычно для нас, немцев,
заведено, обнялись и расцеловались так, как будто всю жизнь только и
ждали сего благословенного небесами мгновенья. Такси ждало нас совсем
рядом, мы уселись на заднее сиденье этого бренного и не слишком
просторного дома, дверцы захлопнулись, водитель подтолкнул кассету.
Я отпущу тебя сегодня
И не запомню этих слов
В планы твои пока не входит
Чья-то любовь, чья-то любовь, чья-то любовь
Только глаза твои как море
Синее море теплых снов
И на меня оттуда смотрит
Чья-то любовь, чья-то любовь, чья-то любовь
вещал серый девичий голос. Водитель внимательно слушал, качал головой,
внимал каждому слову, видимо припоминая какой-нибудь бледный, как
девичий голос, эпизод своей жизни.
— Винная лавка, — тихо сказал Гоголь, — а вот еще Борис... постойте,
мил человек.
Такси остановилось, мы вышли. Николай обнялся со своим приятелем,
представил нас и мы пожали друг другу руки.
— А кто это у вас в машине типа поет? — спросил Борис
— Та самая молодая шпана, которая сотрет тебя, как ты и боялся!
— Ну ты и задница, Гоголь
— А песенку "Вести с огорода" ты сочинил, Борис Борисович?
— Я
— А слово "отстой" через какую букву пишется, не знаешь?
— Через два "о", как Гоголь
— Сам ты задница, Борис, понял? Жасмин драный
Мне показалось, что они поссорились, но они так весело смотрели друг
на друга, что мои смутные, но достаточно темные предположения в один
миг рассеялись бесследно.
— Пойдем с нами, Борис?
— А давай не сегодня, я как-нибудь в другой раз заскочу, пустишь?
— Будешь спрашивать, не пущу, — рассмеялся Гоголь. Пойдемте, мой друг,
— обратился он ко мне, — купим вина. Все же Вы у меня дорогой гость.
Гребенщиков, не дуйся, ты тоже дорогой гость, так идешь с нами?
— Да не дуюсь, разве я тебя первый день знаю? Нет, спасибо. Мне
дальше. Зайду, в другой раз точно зайду.
Мой друг купил в лавке много вина, и, улыбнувшись, сказал: "Ночь
длинная, mon cher, нужно быть готовым". Признаюсь, Франц, я всегда
считал Николая большим чудаком и редким, чудным фантазером. Если тебе
не случилось читать его "Вечера на хуторе близ Диканьки", то я
рекомендую, может быть ты тогда сможешь понять мое пугливое отношение
к этим необычайно запутанным историям. Черт в них, например, не просто
живет между людьми как будто он с ними учился в одном классе, этот
самый черт, совершенно не стесняясь женскую ласку предпочитает охоте
за душами. А ведь во всем остальном мире черти держатся не только
пристойнее, но и многим более обособленно. Кузнец Вакула в свободное
от основной работы время вольно разъезжает на этом самом черте из
своего украинского хутора в вовсе даже неблизкий Санкт-Петербург,
чтобы выспросить у царицы пару туфель своей невесте-красавице Оксане,
а, вернувшись с желанным подарком, отхлестывает черта прутьями, то ли
из благодарности, то ли от счастия чувств. И весь этот, уж прости, мой
друг, за неумелое слово, бутерброд плавает в море горилки, от которой
одни поют чудесно-мелодичные песни, другие воруют луну с неба, третьи
тренирует галушки, чтоб они сами в рот залетали, как
дисциплинированные немецкие куры в курятник. А непьющая по молодости
Оксана, получив заветные царицыны туфли, заявляет Вакуле, что ей вовсе
не надобен этот секонд-хенд, и что лично Вакула ей симпатичен и просто
так. Но в томное постельное зрелище ее откровения не выливаются, как
ныне модно, это просто сухая декларация нахлынувших чувств. И самое
странное во всех этих разбросанных мгновениях алогичности то, что все
эти события никого не удивляют, чудный и перевернутый мир Диканьки
даже не подозревает о запутанной и мистичной сущности своей. Но
аккуратному европейскому человеку, насколько мистичен он не был бы,
понять таковое, а уж тем паче смириться не представляется никакой
возможности.
Прости, мой милый друг Франц, верно, ты заметил, что мое повествование
несколько сбилось пути в дебри, потому мне стоит несколько вернуться и
продолжить далее историю своего престранного путешествия.
Наша путь завершилась. Временное пристанище с фрагментом шахматной
доски на крыше и неразговорчивым и, как я понял, не слишком сведущим в
музыке ездовым, уехало в ночь, лишь тонкий запах горелого бензина
витал недолго в воздухе, пока вокруг не покружился в прохладном танце
озорной гуляка-ветер. Мы вошли в подъезд, где нас встретили железные
двери лифта, этой насмешки над царем природы, этим действующим
памятником его, человека, лени и слабости пред самим собою. Двери
между тем разошлись, лампа на потолке учтиво поздоровалась желтым
глазом, и кивнула на стену, где синим карандашом было выведено "МАША,
Я ТЕБR ЛЮБЛЮ!". Гоголь достал из кармана красный маркер, исправил
ошибку и сказал, что девушка не виновата читать безграмотность
среднего образования, пусть даже влюбленного.
Дверь лифта с шумом отворилась, Гоголю стал копаться в карманах в
поисках ключа. Время шло, я стал было терять надежду, но дверь
открылась изнутри, на пороге стояла милая барышня и улыбнулась:
"Здравствуйте!" Гоголь поцеловал ее в щеку.
— Знакомьтесь, — сказал он, — и благодарите меня, мой друг, такого
чуда вам не просто будет сыскать где-либо еще.
— Чулпан, — представилась она.
— Эрнст, — сказал я, — Теодор Амадей.
— Гофман, — добавила она, и мы вместе рассмеялись.
Мы вошли. Барышня с Николаем Васильевичем углубились в обсуждение
какого-то фильма, причем так жарко, что у меня опять возникли смутные
предположения о ссоре. Я попытался было их помирить, но они отправили
меня в другую комнату, всучив мне видеокассету, как оказалось, с этим
самым фильмом под названием "Лунный папа".
Я даже не смогу описать тебе, мой милый друг Франц, посетившего меня
волнения и смятения чувств, которые я испытал при просмотре этого
фильма. На экране мелькала безумно подвижная, безумно молодая
девчушка, которая, только захоти она, могла бы улететь просто в небо
без всяких крыльев, столько энергии было в этом ребенке. Но девочку
играла та самая красивая барышня, что встретила нас на пороге, когда
мы вошли. Верно ты, Франц, знаком с потрясающей сказкой под названием
"Ашенпуттель". Здесь она называется "Золушка" или "Попелюшка". Помнишь
грандиозное превращение бедной замарашки в принцессу? Здесь было
большее волшебство, я даже никогда не думал, что так можно
превращаться, что этот летающий во все стороны ребенок — это та самая
Чулпан, что в это самое время, когда я смотрел фильм, беззаботно
играла за стеной с Гоголем в нарды и пила вино. Признаться, у меня
тоже винный аппетит проснулся не на шутку, но хмель был каким-то
изысканным, он не валил с ног, а лишь слегка обострял чувства.
Когда фильм закончился, я пришел на кухню, где сидел все же пришедший
Борис Борисович, который наигрывал на гитаре и пел какие-то чуднЫе
народные песни. Выждав перерыва, я долго поздравлял Чулпан с удачным и
просто удивительным превращением. Гоголь хихикал в углу и приговаривал
что-то типа "Купился, купился Гофман. Приворожила она его, сразу
видно". Чулпан бросила в него ложкой, он стал за ней картинно гоняться
по квартире, она стала убегать, дразня его, изображая то серую
пугливую мышь, то нагловатого и бесстрашного тореадора. Гребенщиков
стучал на гитаре какой-то безумный марш, придавая всему этому театру
какую-то вовсе дикую окраску.
Признаться, Франц, я не смог устоять, и очень скоро тоже включился в
беготню, да так неумело, что раза три наступил Николаю Васильевичу
совершенно на ногу. Мало того, вместо Гоголя Чулпан поймал я, и тут же
сделал ей предложение стать ее Санчо Панса и охранять ее покой от
агрессивных мистиков. Барышня поблагодарила меня за заботу, но
предложение отклонила, сказав, что месть Гоголю за такие шуточки —
дело ее чести, и она не может разделить счастье отмщения с кем-либо
вообще. Вернулись к вину.
Пишу тебе, мой друг по поводу моего искреннего сожаления, но я
совершенно не смогу встретится с тобой в пятницу в клубе "Глюк", как
мы прежде с тобой планировали. Дело в том, что мой визит
несколько продлевается, и прибыть вовремя я не успею совершенно.
Послезавтра я приглашен на концерт Ольги Арефьевой, о которой я доселе
совершенно ничего не слышал. Но Гоголь сказал, что я половину жизни
потерял, никогда не слыша Арефьевой. Чулпан сказала, что она тоже
пойдет, потому что Ольга — это действительно чудо, а не какой-нибудь
вечно модный мэтр, от которого, к тому же, вечно разит исходящим
сиянием. Борис бросил в нее вишней и попал в лоб. Вторая серия
безобразий была еще более динамичной, чем первая. Мы с Гоголем в этот
раз решили не соваться, предпочтя вино и нарды вину и страху быть
стертыми молодой шпаной с лица земли в одно мгновение.
© 1999-2023, Le Vent