Архив выпусков
Выпуск 44
Четырнадцать дней января,
или как в Нашем доме происходили безобразия
Привет!
Наконец-то закончились продолжительные январские празднества. Мне
в этом смысле вообще повезло. Ввиду того, что перед Новым годом
у меня регулярно случается День как бы рождения, то торжества
выходят, мягко говоря, длинноватыми. Но каждому празднику
наступает передышка, и пока таковая не закончилась, расскажу,
какие чудесатости происходили в нашем доме на протяжении этих
последних недель. Итак...
Четырнадцать дней января,
или как в Нашем доме происходили
безобразия
Несмотря на глобальную интернетизацию, новый год жители нашего
дома не встречают где-нибудь в чате, вопя "Ура, получилось!
Наконец-то он настал! Желаю типа всякого тоги и эдакого". У нас
сохранилась старая добрая традиция: стукнуться бокалами и
сказать: "Между первой и второй поскорее наливай". И это не
потому, что на нас такой атавизм нападает, просто в том, чтоб в
нетрезвом виде обняться и расцеловаться есть свои прелести. А
потом у нас во дворе всегда случается внеочередное собраньице. В
прошлом году мы играли в снежки подъезд на подъезд. Потом,
правда, соседний дом подключился, но мы его сделали в полчаса. В
этот раз, ввиду полного отсутствия снега, играли в чехарду. То
есть, кто кого поймает, через того и перепрыгивает. Тоже забава
хоть куда. Четверо брюк по шву пошли, не выдержав такого
времяпрепровождения. В общем, безобразничали, выпивали, опять
безобразничали.
И так вплоть до Рождества, которое вышло еще
колоритнее, потому что к бабе Дусе из двадцатой квартиры приехал
ее новый поклонник, Ираклий Петрович Гауфман, грузин по паспорту
и красный молодец во всех отношениях. Баба Дуся, как известно,
большая поклонница экзотических чатов. Именно в одном из таких
злачных мест, чате "In Vino Veritas", посвященном обсуждению
особенностей кавказской кухни, она с Ираклием Петровичем и
познакомилась, а тот возьми и напросись в гости. Крепкий,
коренастый посланец виноградников привез с собой две небольшие
бочечки какого-то редчайшего вина, и был страшно энергичен. Да и
баба Дуся тоже не лыком шита, так что смотрелись они очень и
очень. Дядя Ираклий приехал к Новому году, и в праздничную ночь
все воочию увидели обыкновенный кавказский темперамент. Петрович
отплясывал так неистово, как будто в последний раз. Разумеется,
обе драгоценные бочечки были выпиты в пару минут, и до Рождества,
как собирались, не дожили. Зато на это самое Рождество, прямо с
утра, в двадцатую квартиру позвонил первый колядник.
Дверь открыл дядя Ираклий.
— Дозвольте калядувать?
Ираклий Петрович Гауфман и по-русски говорил так, что это было
достойно финала КВН, а по-украински понимал и того меньше, потому
позвал хозяйку.
— Чего тебе? — спросила баба Дуся
— Дозвольте калядувать? (с украинского: разрешите колядовать?)
— Ой, сынок, я и не поняла сразу. Конечно колядуй, Рождество же!
Слушай, Ираклий! — обратилась она к Гауфману, — народное
творчество!
Мальчик и еще двое с ним, выразительно запели:
Коляд-коляд колядниця
Добра з маком паляниця
А без маку не така
Дайте, бабо, п'ятака,
А в п'ятаку двi дiрочки
Дайте ще горiлочки
А в горiлцi воши
Дайте добрi грошi.
(паляниця — вид пирога, п'ятак — пятак,
горiлка — водка, воши — вши, добрi грошi — имеются ввиду более
крупные, чем пятак, деньги)
Баба Дуся попыталась, было переводить дяде Ираклию праздничную
песенку-колядку, но потом запуталась, всучила детям по пару
копеек и пожелала хорошего Рождества.
Когда третья бригада колядников отпела ту же самую песню, Ираклий
Петрович осторожно поинтересовался, почему это все думают, что у
бабы Дуси все пятаки дырявые и отчего это так регулярно на водку
нападает типа педикулез. Баба Дуся серьезно ответила, что с
водкой и пятаками на самом деле все в порядке, а это просто такая
праздничная песня. Ираклий пожал плечами, решил в народное
творчество со своим уставом не соваться, но не выдержал.
Остальным коллективам колядников он уже вовсю подпевал.
По-грузински. Получалось очень и очень.
В это же время, как потом выяснилось, всеми нами любимый Отец
Федор, глава религиозной общины "Миру мир Ltd." тоже заделался
колядником. Только он не ходил по квартирам, а сидел дома. Как
только очередная бригада праздничных певцов стучала в дверь, он
выскакивал в коридор, и сам начинал петь им праздничную песню.
Растерянным колядникам ничего не оставалось, как делиться напетой
добычей с отцом Федором.
Многие другие жильцы тоже не отличались покладистостью. Хакер
дядя Вова открывал дверь и объявлял: "Денег нету. На халяву петь
будете?". Большинство на таких условиях напрягаться не хотели. Но
какие-то два пацана сказали "Будем". Их дослушав, дядя Вова
подарил каждому по пачке дискет.
В общем, колядование многими было превращено в балаган.
Это все седьмого было. А тринадцатого те же команды пошли по
второму кругу, теперь щедровать. Правда, к хакеру дяде Вове никто
не заглянул, ну и отец Федор, понятное дело, в этот раз ничего не
заработал. А в неагрессивных квартирах разливалось многоголосие:
Щедрик-щедрик, дай вареник,
Грудку каши, шмат ковбаси,
А я знаю, що пан вдома,
Сидить собi коло столу,
И на ньому шуба-люба
А в тiй шубi п'ять червiнцiв
Тому-сьому по простому,
А нам, дiткам по золотому.
Добрий вечiр, люди добрi,
Дайте грошi, будете хорошi!
(Грудку каши, шмат ковбаси — немного каши, кусок колбасы,
вдома — дома, коло столу — около стола, шуба-люба — классная
шуба, как я понял (Le Vent), А в тiй шубi... — а в той шубе пять
червонцев, тому-этому по простому, а нам, детям, по золотому.
Добрый вечер, люди добрые, дайте денег, будете хорошие)
Вот такую песню пели щедрователи. В этот день отличился электрик
нашего дома, дядя Степа. Многие из нас не были уверены, что он
вообще умеет разговаривать, дядя Степа отличался исключительной
скромностью и даже застенчивостью. Но, или в этот день что-то
случилось в небесной канцелярии, или просто дядю Степу, как
сейчас говорят, "пробило". Раз в десятый услышав "дай вареник" он
не выдержал и стал зычным глубоким, чуть ли не оперным голосом
петь детям в ответ настоящие песни-щедривки. Длиннющие, с
какими-то героями, хорошими и плохими, но превратившимися в
хороших, сказочными персонажами, в общем целые истории, а не
песни. Отец Федор как раз проходил мимо квартиры дяди Степы, он
когда въехал, что происходит, забежал к себе и быстро всем бросил
срочные сообщения. Вскоре к детям присоединилась такая куча
народу, что получился прямо концерт. Дядя Ираклий под такое дело
принес бутылку еще более ценного вина. Не был бы Петрович
грузином, если бы на такой случай у него ничего не нашлось. Как
оказалось, дядя Степа родом из очень отдаленного и глухого села,
где, как он потом рассказывал, до сих пор есть бабки, которые
знают столько щедривок, что и за ночь не переслушаешь.
Наутро, четырнадцатого, наступило время нового ритуала —
посевания. Этот обычай попроще предыдущих, здесь петь не нужно. А
чтоб почувствовать себя причастным, нужно взять парочку
пригоршней зерна и, рассыпая по квартире хозяина, приговаривать:
"Сiю, сiю, посiваю, з Новим роком вас вiтаю" (Сею, сею, засеваю,
с Новым годом вас поздравляю). Вот и все. Больше всего сеятелей в
этот день пришло к Отцу Федору, видимо в качестве мести за его
рождественские шуточки. Но он только улыбался.
Вот так прошли первые дни Нового года. Шумно, в общем. Ираклий
Петрович попросился приехать на следующий Новый год и привезти
внуков. Баба Дуся разрешила. Будем ждать.
А праздник не закончился, просто январским торжествам случилась
передышка. Пора и мне немножко выспаться. Пока я вам все это
рассказывал, как бы и вечер закончился, скоро светать будет.
До встречи.
Le Vent
Спасибо за помощь в подготовке этой истории Осипчуку Николаю
Ивановичу, Осипчук Алле Андреевне и жене моей, Татьянке
ТольТоличне.
© 1999-2023, Le Vent